ПУБЛИЦИСТИКА

Ласкательство старцев и презорство послушников. Погибель монашеству, когда ноги станут головою,
а голова ногами
(продолжение)

Послушник с великим презорством не уважает своего старца, послушник требует смирения от старца, чтобы старец смирялся пере послушником. Старец ищет от послушника сочувствия, (чтобы послушник симпатизировал своему старцу), послушник же ищет от старца послушания, чтобы старец слушался его, послушника. Видит старец такое повелительство послушника, видит, с какою своенравностью послушник повелевает старцем, плачет и скорбит о погибели, которою погибает послушник┘ Что плачешь старче-поддельный? Ты не подтягивал своего послушника сначала, как делают старцы истинные, неподдельные, ты дал ему власть, славу, честь √ чего же ныне плачешь? Какая польза теперь от слез твоих? Не знал разве, что от сего тебе будет такое плачевное страдание? И не один ты только так пострадал, но все почти те старцы, которые дали волю своим послушникам. Как ты плачешь, так плачут почти все старцы.

Из этого можешь понять, на какую степень стала ныне жизнь монашеская.

Некто вопросил одного старца и сказал: ⌠Что есть конец монашеской жизни, отче?-Он же сказал: ⌠Когда сделается голова ногами, а ноги головой, тогда начало конца монашеской жизни■.- Видишь ли, что произносит тебе старец сей с мудрым своим ответом?

И еще послушайте: древние отцы не имели между собой никакой лжи, когда кто сомневался в чьих словах, то, чтобы ему говорили он говорил только сие: ⌠Если я сделаю это, то да будет часть моя с частию монахов последнего восьмого века■. Другие, слыша сию речь, говорили: ⌠Зачем такое слово, не жалеешь разве души твоей, что такое слово произносишь?■ √ Видишь, как прежние старцы отрекались от такого нынешнего состояния безчувственнаго, которым растлили вы от такого нынешнего состояния безчувственнаго, которым растлили вы от такого нынешнего состояния безчувственнаго, которым растлили вы свое чувство, как растлевается девственность девы в блуднице и стали нечувственными┘

Ныне еще не наступило время последних монахов, но уже идет к сему начало. Ныне осень, а тогда будет зима: после же сего будет еще более лютая зима┘ Ныне монашеская жизнь погубляется, а тогда погибнет, после сего на языке от монашеской жизни останется одно только имя, как воспоминание.

Итак, кто находится в монашестве, но презрели монашескую жизнь (т.е. подвижничество), тот идет в руку огненную, кто же пребывает в возделывании монашеской жизни, т.е. подвизает бодрственного и неослабно, тот славою и честию увенчан будет┘

 

Горе старцам, у которых ведут себя развратно подчиненные им послушники

 

Ныне и среди послушников находятся такие, которые с безстрашием возделывают пагубные блуныя деяния, деяния мужеложцев. Есть ныне и среди новоначальных таковые.

Горе старцам, у которых состоящие под их началом юные имеют промеж себя такое деяние, а старцы не увещевают их об исправлении!┘

Кажется сами старцы имеют пристрастие к своим юным, а потому и не желают исправлять их┘ О, несчастные старцы, вы слышите слухом вашим, видите оком вашим, что между какими-либо двумя братиями развивается прелестная дружба, но не делаете применения их прелестному согласию, т.е не разлучаете их, или не изгоняете равращающего, чтобы исправить таковое беззаконие и освободить послушников ваших от ига людей развратных, сваливающихся подобно свиньям между собой и увлекающих их в пути мужеложства, в такой пламень огненный, от котораго даже бесы трепещут!..

Хотя бесам и свойственно соблазнять естество человеческое в старсть мужеложственную, но когда эта треклятая грязь мужеложства начинает совершаться между людьми, тогда и бесы трепещут, ибо бесов ужасает страшная мука, которая уготована за сие деяние, бесы боятся, как бы за соблазнение в сей грех не заключили и их туда.

 

У монаха любостяжателя лишь одежда овчая, а сердце волчье

 

Ныне о сем только и заботятся , т.е. о стяжаниях, насаждениях и сооружениях земных, из за сего только и волнуются и сими помрачаются, носят лишь одежду овечью, сердце же имеют волка, волк есть зверь неукрощаемый, так и они, т.е. любостяжатели, свирепствуют против монашеской жизни, подобно диким зверям, звероумышляют друг друга как бы одному одолеть и низвергнуть другого, говорим: малый великаго и великий малого , т.е.великие в монастырях притесняют малых келлиотов, а младшие в обителях уничижают старших √ так, что различишь, кто здесь великий, и к то малый!..

Воистину, право то сказанное слово, что придет время, когда не будет признаваться голова ногами и ноги головой┘ (т.е. изсякнет любовь и доверие между начальствующими и подчиненными).

Ох, ныне настало время, когда всюду творится беззаконное правонарушение, люди преступают права друг друга, сутяжничают друг с другом, стараясь опередить один другого в жалобе, один на одного старается первым напасть, а тот тому старается отмстить.

Вследствие сего утратил человек сущность монашеской жизни, главизну спасения, т.е. взаимную любовь, мысленное преосияние, облекается лишь в шкуру овечью, сердце же у него волчье, помысел львиный, разговор змеиный, хотя в беседах и говорит по овечьи.

Говорим: человек облекается в схиму Ангельскую, чтобы вместе с этой схимой иметь дар кротости, т.е. дабы укротить себя чрез отречение от воли свой, от плоти своей, и всего земного, однако ныне такого намерения не хранят, но удерживают некое человекоугодие по отношению к естеству человеческому, т.е. к плоти своей, ревнуют о благах вещественных, имеют образ кротости, подобный овечьему, сердце же и нрав их является волчьим, ибо нисколько не укрощается и не приходит в кротость. Говорим: в их сердце нет никакого покаяния, они знать и не хотят о том, что называется праведностью √ по дикости мысленнаго расположения своего, потому, что мысль их помрачилась от тленных житейских вещей.

Из за тьмы вещественной суеты люди до того помрачились, что одичали, по мысленному расположению своему уподобившись львам, ибо, как львы свирепствуют против монашеской жизни, погибель. Погубили ее, погубили самих себя в свое спасение.

 

Какое ныне стало единение духа и союз мира

 

Единение духа ныне стало в любостяжании √ как будто и не монахи они, несчастные монахи, туне бедствующие в погибельных волнах мирского обуревания.

Удалили себя от единения с миром, сочетались с монашескою жизнью, чтобы спасти несчастную свою душу. Да, удалились от обуревания мира, пришли в монашескую жизнь, но как удалились? Удалились по мудрованию плотскому, ради облегчения себя от мирских трудов, а не ради спасения души. Удалились якобы для того, чтобы загладить беззакония свои, но здесь преумножили и преумножают их еще больше, нежели в обуревании мирском. Удалились от обуревания мира, чтобы спасти несчастну. Дущу, а ищут усердно мирского кружения, ищут веществ мира и денег, за это они не сподобятся обрести спасение свое, подобно Израильтянам, которые удалились из Египта, но из-за египетского пристрастия не удостоились обрести доступ в землю обетованную.

 

Преподобному отцу нашему Нилу

Тропарь гл.1-й

Монашествовав Богоугодно в Горе Афонстей, в молитвах и постах Бога взыскал еси. И стал еси приятелище чистое Духа, облистывая верным добродетелей лучи, ими же осияваеши, Ниле, вопиющих тебя: Слава, прославльшему тя Богу, слава венчавшему тя, слава действующему тобою всем исцеления.

 

Кондак гл. 3-й

 

Еже от земли явление священных мощей твоих. Ниле, совозсияло сиянию ( Как сказано выше, мощи Преподобного были обретены 1815 года 7-го Мая. В этот день, православная Церковь прав\зднует явление в Иерусалим на небеси знамения честнаго креста Господня, (бывшее в 351 году 7-го Мая, в царствование Императора Констанция, очевидцем сего чуда был и Св. Кирилл, Епископ Иерусалимский, описавший его, о нем говорит и церковный историк Созомен). Обретение мощей Преподобнаго Нила, бывшее в 1815 году, произошло 7-го мая, совпало с этим праздником. Посему в кодаке Преподобнаго Церковь воспевает вышеприведенные слова. ⌠Еже от земли явление священных мощей твоих, Ниле совозсияло сиянию креста■) Креста, того бо вожделел еси тепле от младенства. Кости твоя, сораспявияся хрестови, воскресшему, яко превечному Богу, того прияша благот\дать.

 

Нил орошаешь водами землю Египетскую,

Нил же напаяет Афонских монахов,

Нилова слава возсияла в день сельмый.

Того святыми молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси нас.

Аминь.